Статьи

Какие задвижки лучше: стальные или чугунные

Задвижка – деталь трубопроводной арматуры, оснащенная запорным механизмом. Она позволяет полностью перекрыть поток рабочей среды в системе. В устройстве есть запорный механизм, перемещающийся внутри трубопровода под углом 90 градусов к потоку. Задвижки различных модификаций монтируют в коммуникации, используемые для транспортировки нефти, газа, воды, пищевой и химической продукции.

Благодаря простоте при монтаже и эксплуатации, компактному размеру, минимальному гидросопротивлению, разнообразию выпускаемых диаметров и невысокой стоимости задвижки остаются востребованной разновидностью арматур для трубных коммуникаций.

Основными материалами изготовления, используемыми при создании задвижек, являются сталь и чугун. Чугунные и стальные металлоизделия, одинаковые по конструктивным параметрам, обладают разными характеристиками. Материал определяет физико-химические свойства деталей, их эксплуатационные особенности и сферы применения.

Чтобы понять, что лучше, чугунная задвижка или стальная, стоит узнать основные параметры и свойства материалов, а также деталей, изготовленных на их основе.

Особенности и характеристики чугунных задвижек

Чугун используется при изготовлении разнообразных видов и комплектаций задвижек. Детали производятся по технологии литья, что обеспечивает им дополнительную прочность в сложных условиях эксплуатации. При таком способе изготовления получаются задвижки с матовым покрытием стенок. Основные виды чугуна, которые могут применяться для задвижек:

  1. Серый. Представляет собой сплав на основе железа и углерода, в который добавлены волокнистые включения графита. Отличается хорошей литейной способностью.
  2. Ковкий. Мягкий материал с хорошими показателями пластичности. Отличается устойчивостью к процессам растрескивания.
  3. Высокопрочный. Обладает повышенной износостойкостью, устойчивостью к механическим повреждениям. В сплав добавляются включения графита сфероидальной формы.
  4. Белый. Является основой, которую используют для производства ковкого чугуна.

Для задвижек чаще всего применяют высокопрочный и ковкий чугун. При монтаже на трубопроводы чугунные задвижки устанавливаются с применением фланцевого соединения. Между фланцевыми деталями монтируется прокладка, повышающая герметичность соединения. Иногда чугунную арматуру устанавливают при помощи муфт. Чаще всего задвижки из чугуна используют в коммуникациях, транспортирующих вязкие среды.

Монтировать чугунную арматуру рекомендуется в транспортных системах, соответствующих таким параметрам:

  • рабочее давление не выше 1,6 Мпа;
  • температура среды до +225 ⁰C;
  • условный диаметр – 50–400 мм.

Чугунные задвижки характеризуются множеством эксплуатационных преимуществ: устойчивостью к вибрационным и динамическим нагрузкам, влиянию низких температур, малым гидросопротивлением. Но есть у чугунных изделий и некоторые недостатки. У них медленнее срабатывает запорный механизм, они занимают больше места, применять чугунные задвижки для транспортировки кристаллизующихся веществ невозможно.

Стальные задвижки: особенности и характеристики

Стальные задвижки рассчитаны на применение в более суровых условиях, чем чугунные. Они отличаются высокой устойчивостью к воздействию агрессивных сред, характеризуются повышенной прочностью и легко поддаются различным способам механической обработки. В зависимости от используемой марки стали задвижки могут обладать дополнительным набором эксплуатационных свойств – морозоустойчивостью, жаропрочностью. Основные материалы, используемые при производстве стальных задвижек:

  1. СТ20. Высокопрочная сталь, устойчивая к критическим температурам.
  2. 09Г2С. Оптимальный материал для трубопроводных систем, расположенных в северных районах, при низких температурах не подвержен деформациям.
  3. 12х18н10т. Нержавеющая сталь. Подходит для работы с агрессивными средами, температура которых не превышает +350 ⁰C.
  4. 20ЮЧ. Марка стали для работы с агрессивными и токсичными веществами.

Стальные запорные устройства чаще всего производятся по технологии литья или штамповки. Для фиксации задвижек на трубопроводы используются различные типы соединений – муфтовое, фланцевое, сварное. Поверхность таких изделий получается гладкой. Благодаря высоким эксплуатационным свойствам стальные задвижки обладают повышенной герметичностью. Другие преимущества арматуры из стали:

  • устойчивость к гидроударам;
  • меньший по сравнению с чугунными задвижками вес;
  • возможность применения для разнообразных по составу и агрессивности сред.

Не лишены стальные детали и некоторых недостатков: они больше подвержены воздействию коррозии.

Стальные модификации используют в различных сферах промышленности: нефтепереработка, химическое производство, энергетическая отрасль, машиностроение.

Отличия стальной задвижки от чугунной

У стальных и чугунных задвижек есть свои особенности, преимущества и недостатки. Чтобы понять, какие задвижки лучше, следует выполнить сравнительный анализ свойств запорной арматуры из разных материалов.

Параметр

Чугунные задвижки

Стальные задвижки

Способ присоединения к трубопроводу

Фланцевое или муфтовое

Фланцевое, муфтовое, приварное

Транспортируемые среды

Высоковязкие вещества, вода, пар

Любые виды сред, в том числе агрессивные и высокотоксичные

Максимальная температура рабочей среды

+225 ⁰C

+560 ⁰C

Номинальное давление

От 0,1 до 1,6 МПа

0,1 до 100 МПа

Сфера применения

Системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, пожаротушения

Химическое производство, нефтепереработка, машиностроение, коммуникации ЖКХ, энергетические предприятия

 

При выборе задвижки важно учитывать, из какого материала изготовлена трубопроводная система. На стальные коммуникации устанавливаются задвижки из стали, на чугунные – из чугуна. Соответствие материалов обеспечивает эффективное соединение арматуры с трубами, повышает их надежность, герметичность и срок эксплуатации.

Вывод

Сравнивая особенности стальных и чугунных задвижек, можно сделать некоторые выводы. Более устойчивыми к коррозии являются чугунные модели. Они обеспечивают эффективную эксплуатацию систем, транспортирующих воду в разных агрегатных состояниях. Стальная запорная арматура более устойчива к характеристикам рабочей среды. Она позволяет эффективно перемещать различные составы с повышенной агрессивностью без существенного влияния на трубопроводные системы.

Для каждой модели задвижки определена своя сфера применения. Устанавливать чугунные и стальные модели следует строго в соответствии с регламентом производителя, используя определенные соединительные компоненты. При выборе компании-поставщика следует отдавать предпочтение тем предприятиям, которые производят задвижки с учетом норм ГОСТов и ОСТов. Заказать арматуру, соответствующую российским и международным стандартам качества, можно в компании «Метсервис». Мы производим изделия на высокотехнологичном оборудовании, контролируем процесс изготовления на каждом этапе. Доставляем готовую продукцию в любые регионы России, а также страны ближнего зарубежья.